Термин "Обучение акушерской анестезиологии" подразумевает нечто большее, чем простое освоение технических аспектов различных процедур; большинство анестезиологов, проходящих обучение, впервые будут нести ответственность за оказание пособия более чем одному больному. Это обстоятельство может показаться пустяком, но непринятие его во внимание и недооценка возможного психологического воздействия на стажера могут обернуться непониманием причин возникновения ошибок. Психологическая нагрузка, ложащаяся на стажера (и специалиста) в акушерской анестезиологии, возможно, заслуживает более детального рассмотрения при разговоре о требованиях к обучению, чем технические навыки. При рассмотрении знаний и практических навыков, важно понимать, что именно требуется в акушерской анестезиологии: Знание физиологических изменений, происходящих в организме матери во время беременности и родов, необходимо для учета возможного влияния анестезиологических и обезболивающих процедур на женщину и ее ребенка Знание функций плаценты и фармакокинетики лекарственных препаратов, используемых во время анестезии/анальгезии Знание базовых вопросов анатомии, имеющих отношение к методам местной или общей анестезии Знание акушерских состояний (например, артериальной гипертензии беременных), а также методов анестезии/аналгезии, препаратов, используемых для этих целей, и их потенциального взаимного влияния друг на друга Владение такими анестезиологическими техническими приемами, как интубация трахеи, эпидуральная и спинномозговая анестезия Владение похожими техническими процедурами, такими как катетеризация артерий и центральных вен Способность провести реанимацию матери и новорожденного Способность оказать адекватную помощь пациенту в критическом состоянии Королевская Коллегия Анестезиологов, ответственная за сертификацию всего процесса обучения на территории Соединенного Королевства, разработала для стажеров систему на основе их базовых и специальных навыков. Что касается акушерской анестезиологии, то некоторые из требуемых способностей являются основными техническими навыками, которые могут быть освоены на достаточно ранней стадии обучения, другие же – более сложными, и их приобретение будет составлять часть более высокой ступени обучения для получения специальности. Коллегия дает рекомендации в отношении времени освоения различных навыков, но в то же время допускает принятие решения о фактических сроках на местах. Ассоциация Анестезиологов Акушерского Профиля также разработала рекомендации по обучению анестезиологии, особенно в отношении стадии, когда стажеры начинают работать по специальности. Несмотря на существующие вариации в разных отделениях, достигнуто согласие по главному вопросу: стажеры должны пройти не менее 1 года базового анестезиологического обучения перед началом работы в составе бригады, принимающей роды. Нельзя говорить, что необходимые навыки, акцент на которые сделан выше, не могут быть приобретены, поскольку многие технические приемы можно освоить и на пациентах неакушерского профиля или в отделениях интенсивной терапии и реанимации. Также вполне допустимо более раннее начало анестезиологической практики в акушерстве в роли внештатного сотрудника под бдительным контролем, что на самом деле предоставляет возможность получить представление этой специальности уже на начальной стадии обучения. В любом процессе обучения должна быть комбинация приобретения знаний и совершенствование необходимых технических навыков. В акушерской анестезиологии также необходимо научить стажера правильному обращению с пациенткой, находящейся в стрессовой ситуации. Искусство общения является частью базового медицинского обучения, но редко принимается во внимание во время последипломной подготовки. Умение эффективно общаться с беременной пациенткой и коллегами по работе необходимо для благоприятного исхода. В сущности, каждый неблагоприятный исход в акушерской анестезиологической практике, будь то осложнение или катастрофа, в основе своей имеет неудачу при налаживании общения. Примером для подражания должно стать большинство программ обучения, учитывающих этот аспект и подчеркивающих важность постоянного присутствия соответствующих специалистов в бригаде, принимающей роды. В Соединенном Королевстве стажеры большую часть акушерской анестезиологической практики проводят во внерабочее время. Хотя эта система может быть и неидеальна, но именно она развивается на протяжении нескольких лет и не связана с высокой частотой материнской смертности по результатам проводимого раз в три года Конфиденциального Анализа Материнской Смертности. Существует повышенное беспокойство по поводу приобретения стажерами необходимого опыта, поскольку схема их работы изменяется для того, чтобы точно соответствовать инструкциям о рабочем времени. Самое последнее изменение, вступающее в силу в августе этого года, столкнется с существующим сокращением общей рабочей недели до 48 часов, что на 50% меньше, чем было еще менее 20 лет назад. С этим уменьшением количества часов пришло сокращение опыта у стажера и повышение его потребности в поддержке. Акушерская анестезиология на протяжении последнего десятилетия бурно развивалась, и практически в каждом госпитале появились дневные курсы обучения этой специальности. Однако этот высокий уровень наличия специалистов не распространяется на внерабочее время во многих госпиталях, где наблюдение за стажерами осуществляют врачи, не имеющие регулярной акушерской анестезиологической практики. Это очевидно неприемлемая ситуация, которая может быть объяснима в небольших госпиталях, но не должна иметь место в более крупных отделениях. Этот факт поднимает другой вопрос обучения, заключающийся в том, что любой специалист, осуществляющий контроль в области акушерской анестезиологии, должен подтверждать свою квалификацию. Если приобретение необходимых знаний и навыков составляет основу обучения акушерской анестезиологии как для стажеров, так и для "нерегулярных" специалистов, то как производить их оценку? Пожалуй, ни в какой другой анестезиологической практике так не велика необходимость наличия согласованных протоколов (например, при неудачной интубации, массивном кровотечении, эклампсии и т.д.). Для того чтобы эти протоколы представляли хоть какую-нибудь ценность, они должны проходить регулярную апробацию на практике. Несмотря на то, что теоретическая часть протоколов может быть полезной, она не может служить заменой реального "изображения" ситуации. В данном случае даже среди скептиков лишь немногие могли бы оспаривать ценность симуляторов для обучения анестезиологическим процедурам. Разработка доступных по цене среднетехнологичных систем делает эту возможность практически осуществимой для многих, если не для всех отделений. Необходимо, чтобы обучение акушерской анестезиологии продолжало привлекать пристальное внимание. Использование обучения на основе приобретения необходимых навыков позволяет осуществлять более легкую оценку квалификации, но одновременно связана с проблемой влияния на изменение схемы работы стажеров. |