|
Анестезиология |
|
|
Главная страница сайта |
Obstetric Anaesthesia, Versailles, 2004 (16-17
April)
Проведение эпидуральной анальгезии родов средним
медицинским персоналом: пилотное исследование
Т McCarrick, J Curran, D Bogod, L Harrington,
C McCormick, P Shuttleworth*
Nottingham City Hospital, Nottingham and
*DOH Modernisation Agency, UK
Авторы проекта: Шумаев
В.В., Шифман Е.М.
|
Введение. Обеспокоенные отрицательным влиянием на
адекватное обучение анестезиологов-стажеров исполнения ими служебных обязанностей
в акушерской практике, двое авторов (JC, DB) решили проверить возможность
обучения среднего медицинского персонала роли ассистентов в проведении
акушерской эпидуральной анальгезии. Целью исследования являлось выяснение
того, сможет ли правильно обученная медицинская сестра приобрести знания
и навыки, необходимые для осуществления традиционной методики эпидуральной
анальгезии родов без ущерба для безопасности пациентки и качества процедуры.
Метод. Подробный перечень необходимых теоретических знаний и практических
навыков был подготовлен мультидисциплинарной рабочей группой. Его использовали
для составления программы обучения, должностной инструкции и персональной
спецификации. Проводились консультации на местном и государственном уровне
с заинтересованными организациями, в том числе с Королевскими Коллегиями
Анестезиологов и Акушерок. Было получено разрешение от Trust's Clinical
Risk Management Committee. Брошюры с надлежащей информацией были распределены
среди всех женщин, участвующих в исследовании, в антенатальный период.
В качестве напоминания они также получили соответствующее уведомление
в письменном и устном виде уже во время родов. После объявления в госпитале
конкурса по результатам собеседования были отобраны две кандидатки для
поэтапного обучения: медицинская сестра общего профиля и операционная
медсестра. Перед тем как примерно в течение одного месяца проработать
с анестезиологами в операционной, овладевая практическими навыками канюляции
сосудов и поддержания проходимости дыхательных путей, включая интубацию
трахеи, ассистентки прошли курсы обучения техники канюляции вен и расширенному
комплексу реанимационных мероприятий. Вся дальнейшая подготовка проходила
в родильном зале под непосредственным наблюдением анестезиолога-консультанта.
Обучение методу эпидуральной анальгезии обычно начиналось на беременных,
которым выполнялось плановое кесарево сечение под комбинированной спинально-эпидуральной
анестезией, а уже затем осуществлялся переход к самостоятельно рожающим
женщинам. Структурированный анализ готовности к переходу давал старший
анестезиолог акушерского профиля. Интересовались мнением акушерки и оценивали
потенциально сэкономленное время при проведении манипуляции.
Результаты. Первая ассистентка (TM) окончила курс обучения и представит
свои данные. Если подводить краткий итог, то успешно были выполнены 55эпидуральных
анальгезий. Таблица демонстрирует детали проведения эпидуральной анальгезии
у рожениц.
Всего |
41
|
Правильное размещение катетера |
38 (93%)
|
Отказ от выполнения процедуры и передача ее куратору |
3 (7%)
|
Успешная пункция эпидурального пространства |
28 (68%)
|
Успешная пункция субарахноидального пространства |
10 (25%)
|
Случайная пункция твердой мозговой оболочки |
0
|
Вывод. Представляется очевидным, что проведение традиционной
методики эпидуральной анальгезии родов может быть с успехом передано правильно
обученному среднему медицинскому персоналу. Обучение требует тактичного
мультидисциплинарного подхода, а также доброжелательного отношения и поддержки
со стороны опытных специалистов.
|