7 Августа 1974г.


apgar.jpg (7952 bytes)
Вирджиния Апгар
(Virginia Apgar, 1909-1974)

 

 

 

  7 августа 1974 г. умерла Вирджиния Апгар (Virginia Apgar, 1909-1974). Ее имя связано со знаменитой шкалой Апгар, являющейся общепринятой в настоящее время системой для оценки физикального статуса новорожденного на первых минутах жизни. Эта шкала была предложена Вирджинией Апгар на XXVII ежегодном конгрессе анестезиологов (22-25 сентября 1952 г.).


ВИРДЖИНИЯ АПГАР (Virginia Apgar, 1909-1974)

  Вирджиния Апгар (Virginia Apgar, 1909-1974) родилась 7 июня 1909 г. в Вестфилде, Нью-Джерси (США) в семье Хелен Кларк и Чарльза Эмори Апгар.
  В 1925 г. она поступила в «Mount Holyoke College» в Милуоки (штат Массачузетс) по специальности «зоология» и закончила его в 1929 г., получив степень бакалавра гуманитарных наук. Во время учебы в колледже она проявила себя как очень активная и любознательная студентка. Не смотря на большую занятость по учебе, она, тем не менее, находила время для игры на виолончели и скрипке, которыми серьезно занималась с раннего детства. Кроме этого из-за отсутствия достаточных средств к существованию Вирджинии приходилось подрабатывать в лаборатории физиологии. Одной из основных ее обязанностей был отлов бездомных кошек для лабораторий колледжа.
  Закончив колледж, Вирджиния Апгар решила посвятить свою жизнь медицине и поступила на медицинский факультет Колумбийского университета (Вашингтон), который закончила в 1933 г., получив степень доктора медицины.
  С 1933 г. по 1936 г. она была должна проходить резидентуру по хирургии под руководством Алана Вайппла (Alan Whipple, Allen Oldfather, 1881-1963) в Колумбийском пресвитерианском госпитале. После двух лет учебы Вирджиния поняла, что ей будет тяжело в полной мере проявить себя в преимущественно мужской области медицины - хирургии, и по совету Вайппла, или «папаши Аллена», решила попробовать себя в анестезиологии. В то время врачей-анестезиологов почти не было, и вопросы хирургического обезболивания находились в ведении сестер-анестезисток, что, конечно, несколько сдерживало дальнейшее развитие хирургии. В 1936-37 гг. она осваивала основы анестезиологии в качестве сестры-анестезистки в Колумбийском пресвитерианском госпитале, а в 1937-38 гг. прошла клиническую резидентуру по анестезиологии под руководством двух «патриархов американской анестезии» - Ральфа Уотерса (Ralph Waters) в университетской клинике г. Мэдисон (штат Висконсин), и Эмори Ровенштайна (Emory Rovenstine) в клинике Беллевью (Нью-Йорк).
  В Колумбийский университет Вирджиния Апгар вернулась в 1938 г. В 1939 г. она получает сертификат Американского Общества Анестезиологов (ASA), став второй женщиной, получившей подобный диплом. В этом же году она назначается на должность заведующего отделением анестезиологии Колумбийского пресвитерианского госпиталя и возглавляет это отделение в течение последующих 10 лет, став первой женщиной- руководителем анестезиологического отделения в США. В 1948 г. Апгар ввела в практику верхний доступ к звездчатому ганглию.
  В 1949 г. ее многочисленные исследования по анестезии были оценены по достоинству - Вирджинии Апгар было присвоено звание профессора анестезиологии, и, таким образом, она стала первой женщиной-профессором в истории Колумбийского университета.
В 1949 г. Вирджиния Апгар переключает свое внимание на акушерскую анестезиологию и становится ведущим анестезиологом в клинике Sloane Hospital, посвятив десять последующих лет изучению оценки статуса новорожденных сразу же после родов. Кстати, идея шкалы, названной в ее честь, родилась за завтраком в кафетерии больницы, во время которого она беседовала с одним из своих студентов. Он долго расспрашивал ее о возможных методах оценки состояния новорожденного, после чего Вирджиния Апгар вернулась в свой кабинет, и стала набрасывать заметки и мысли по этому поводу.
  Через три года, на XXVII ежегодном конгрессе анестезиологов (22-25 сентября 1952 г.) Вирджиния Апгар представила свою систему оценки состояния новорожденного на первой минуте жизни. Она предложила оценивать состояние младенца суммой баллов по ряду клинических признаков: частоте сердечных сокращений, характеру дыхания, мышечному тонусу, рефлекторной возбудимости, окраске кожных покровов через определенные интервалы после рождения. Годом позже были опубликованы более подробные размышления Апгар на эту тему. В основе этой работы лежал статистический анализ анестезиологических пособий у 17 тысяч рожениц.

apgar2.jpg (62312 bytes)

Титульный лист статьи В.Апгар «A Proposal for a New Method of Evaluation of the Newborn Infant», опубликованной через год после ее выступления на XXVII ежегодном конгрессе анестезиологов.

  Раньше, до доклада на конгрессе и статьи Вирджинии Апгар, во время родов акушеры в большей степени акцентировали свое внимание на состоянии матери, а не на статусе новорожденных, что могло служить причиной ухудшения состояния младенцев и их последующей смерти. Простейшая шкала оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, предложенная Вирджинией Апгар, является особенно ценной из-за возможности определить необходимый объем внимания, которое следует уделять новорожденному, и тот объем вмешательств, который может потребовать его состояние. Эта шкала спасла бесчисленное количество жизней новорожденных. Метод оценки новорожденных, впоследствии названный «шкалой Апгар», получил широкое распространение и был довольно скоро включен в медицинские учебники и в программу обучения врачей. Оценка состояния новорожденного производится по сумме баллов и позволяет достаточно объективно определить статус новорождённого, прогноз и показания к интенсивной терапии и реанимации.
  Для лучшего запоминания было даже выработано мнемоническое правило АПГАР:

  А (appearance s. skin color) - окраска кожи;
  П (pulse) - пульс;
  Г (grimace s. reflexes) - гримасы;
  А (activity s. muscle activity) - активность;
  Р (respiration s. breathing) - респираторные (дыхательные) движения.

  В дальнейшем появилось несколько модификаций шкалы Апгар. В настоящее время оценка по шкале Апгар через 1 минуту говорит об исходном состоянии новорожденного и указывает на тех детей, которым требуется больше внимания, а оценка на 5 минуте - говорит об эффективности реанимационных и лечебных мероприятий. Вот так теперь выглядит шкала Апгар:

баллы 0 1 2
цвет кожи бледный синюшные конечности розовый, красный
дыхание отсутствует медленное, неравномерное хорошее, громкий плач
сердцебиение отсутствует менее 120 уд/мин более 120 уд/мин
рефлексы отсутствует легкая гримаса кашляет, чихает, кричит
мышечный тонус отсутствует конечности согнуты активно двигает частями тела

  У большинства новорождённых состояние через 1 мин после рождения по шкале Апгар оценивается в 7-8 баллов, спустя 5 минут общее состояние этих новорождённых соответствует 8-10 баллам, что прогностически благоприятно. Только у 15% новорождённых общее состояние в первую минуту жизни оценивается в 10 баллов. Оценка по шкале Апгар при рождении в 0-3 балла (пульс менее 120 уд/мин, замедляющийся, отсутствие дыхания или его изменения, кожа бледная, мышечная атония) соответствует тяжёлой асфиксии. Оценка через 1 минуту после рождения в 4-6 баллов (неустановившееся дыхание, частота сердцебиений 120 уд/мин и более, сниженный мышечный тонус, слабый ответ на раздражение) соответствует средней степени асфиксии. Оценка через 5 мин после рождения в б баллов и ниже является показанием для интенсивной терапии или продолжения реанимационных мероприятий.
  Простота шкалы Апгар привела к ее широкому распространению, однако, это же способствовало и ее неадекватному использованию, и даже появлению неправильного определения асфиксии в Международной Классификации Болезней (IX пересмотр).
  ВОЗ в 1965 г. рекомендовала всем странам мира принять шкалу Апгар как обязательный компонент ведения новорожденных.
  Шкала Вирджинии Апгар не является самой первой попыткой объективизировать состояние новорожденных, - такие попытки неоднократно делались с начала нынешнего тысячелетия - но именно шкала Вирджинии Апгар получила всемирное распространение. Правда, сама Вирджиния Апгар считала шкалу крайне примитивной и - главное - слишком субъективной. В самом деле, ведь только один тест в этой шкале - частота сердцебиений - действительно объективный. Остальные же - тонус, крик, цвет, возбудимость - являются весьма субъективной характеристикой. Поэтому после внедрения шкалы Вирджиния Апгар продолжила серьезное изучение проблем кислотно-основного состояния новорожденного, особенно родившегося в условиях гипоксии, а также влияние анестезиологического пособия матери на ребенка.

apgar3.jpg (21370 bytes)

  В 1959 г. Вирджиния Апгар взяла годичный отпуск и сдала после подготовки экзамен по организации здравоохранения в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе, получив степень магистра здравоохранения. Это обстоятельство, и повышенный интерес Вирджинии Апгар к неонатологии и педиатрии привели ее к последующей активной деятельности в различных общественных организациях и фондах. Сначала она приступила к работе в Национальном фонде детских параличей (National Foundation for Infantile Paralysis). Этот фонд, детище Франклина Рузвельта, был основан еще в 1938 г. для борьбы с полиомиелитом и организации помощи медицинским исследованиям по данной проблеме, и входил в большую общенациональную программу под названием «The National Foundation-March of Dimes».
  Основной миссией данной программы являлось повышение здоровья американской нации за счет профилактики врожденных дефектов, снижения младенческой смертности и рождения детей с низкой массой тела. Вирджиния Апгар присоединилась к этой общественной организации в качестве руководителя подразделения по врожденным порокам. К этому времени полиомиелит в США был фактически ликвидирован и деятельность «The National Foundation-March of Dimes» была переориентирована на профилактику и лечение врожденных пороков плода. С 1959 г. по 1967 г. она возглавляла научно-исследовательские программы по исследованию случаев, профилактике и лечению врожденных пороков. С 1967 г. по 1972 г. она являлась вице-президентом и директором основных научных исследований данного фонда, а в 1973-74 гг. старшим вице-президентом фонда по руководству медицинскими делами. Основные усилия Апгар в национальном фонде были направлены на объединение и сбор средств для реализации программ по исследованию врожденных пороков развития плода. Ее деятельность значительно способствовала финансовому росту фонда. В то же время, являясь также преподавателем и общественным лектором фонда, она чрезвычайно повысила общественное внимание к проблеме врожденных пороков развития плода.
В 1959 г. она стала также профессором педиатрии Корнельского университета, совмещая преподавательскую деятельность с работой в общественных организациях и фондах.
  Кроме этого, она была членом правления Американского общества анестезиологов с 1941 по 1945гг., а в 1961 г. избрана Почетным членом Американского общества анестезиологов. Вирджиния Апгар была не только первой женщиной, ставшей членом правления Американского общества анестезиологов, но единственным в мире Почетным членом одновременно трех Американских обществ - анестезиологов, акушеров и педиатров.
  В 1973 г. Апгар была награждена золотой медалью «За выдающиеся открытия в медицине», учрежденной Колумбийским университетом, и вновь стала первой женщиной, удостоенной такой высокой награды. В этом же году она получила титул национального телевидения «Женщина года». Ко времени своей смерти в 1974 г. Апгар стала культовой фигурой, а в настоящее время в медицинской литературе ее имя ежегодно упоминается тысячи раз.
  Американской академией педиатрии была учреждена ежегодно присуждаемая престижная премия - Премия Вирджинии Апгар за заслуги в перинатологии.
  Интересно, что всего лишь два американских анестезиолога - Вирджиния Апгар и Крауфорд Лонг - удостоились чести быть увековеченными на почтовых марках США. Марка с изображением Вирджинии Апгар, входящая в серию «Великие американцы» (дизайнер Роберт Андерсон), была выпущена 24 октября 1994 г. во время работы ежегодного съезда Американской академии педиатрии в Далласе (штат Техас).

long4.jpg (13163 bytes) apgar5.jpg (25032 bytes)

 

apgar6.jpg (16223 bytes)

 

apgar7.jpg (16695 bytes)

  Примечательно, что этот съезд был торжественно открыт концертом струнного квартета музыкантов, играющих на инструментах, изготовленных самой Вирджинией Апгар (виолончель, две скрипки и альт). Об этой стороне многогранного таланта Вирджинии Апгар, пожалуй, стоит рассказать поподробнее.

apgar8.jpg (12324 bytes)

Квартет струнных инструментов,
изготовленных В.Апгар.

  Вне медицины самым значительным интересом в жизни Вирджинии Апгар была музыка. По всей видимости, эта любовь Вирджинии к музыке возникла под влиянием ее отца, который был музыкантом-любителем, и часто устраивал семейные концерты. Вирджиния получила хорошее музыкальное образование и прекрасно играла на виолончели и скрипке. Поэтому, не смотря на большую занятость по основной специальности, она находила всегда время, чтобы продолжать серьезно заниматься музыкой, и довольно длительно успешно играла в трех симфонических оркестрах: «The Teaneck Symphony»; «The Amateur Music Players»; «Catgut Acoustical Society». Последний оркестр в дальнейшем был переименован в ее честь. Доктор Апгар постоянно имела при себе в своих многочисленных путешествиях виолончель или скрипку, и часто присоединялась на концертах всего лишь на один вечер к камерным ансамблям в городах, которые она посещала.
  Однажды, в 1956 г., ее пациенткой стала Карлен Хутчингс (Carleen Hutchings), преподаватель высшей научной школы, прекрасный музыкант и мастер по изготовлению струнных инструментов. Вирджиния познакомилась с ней как анестезиолог во время традиционного предоперационного визита к своей будущей пациентке, не подозревая, что эта встреча подарит ей верную подругу на всю жизнь. Как это часто бывает в общении между незаурядными личностями, беседа доктора и пациентки постепенно вышла за рамки сбора анамнеза и осмотра, и превратилась в оживленный разговор двух увлеченных людей об искусстве, литературе и вообще о жизни. Одним из научных интересов и одновременно хобби Карлен Хутчингс были изучение акустических свойств струнных инструментов и стремление разгадать тайны старинных мастеров скрипичных дел. Многочисленные эксперименты, проводимые Карлен в собственной домашней лаборатории, в конечном итоге привели к тому, что она сама научилась изготавливать скрипки высокого качества. Карлен взяла с собой в госпиталь одну из своих лучших самодельных скрипок и попросила доктора Апгар сыграть на ней «для удачи» перед предстоящей операцией.
  Очарованная прекрасным качеством звучания инструмента, Апгар присоединилась к миссис Хутчингс в ее исследованиях, и позднее сама научилась от нее искусству конструирования инструментов.
  Работая в основном в ночное время (большая досада для ее соседей, которые тщетно пытались уснуть), она сама изготовила 4 струнных инструмента - скрипку, меццо-скрипку (mezzo violin), виолончель и альт. Для этого ей пришлось превратить в мастерскую собственную спальню. С новым увлечением Вирджинии Апгар была связана и интересная история, прекрасно иллюстрирующая фанатизм одержимых какой-либо идеей энтузиастов, и описанная в «New York Times» через год после смерти Апгар. В статье под названием «Ограбление телефонной будки» сообщалось, что в 1957 г. доктор Апгар и Карлен Хутчингс «незаконно присвоили» (liberated) изогнутый кленовый стеллаж от платной телефонной будки в приемном покое Колумбийского пресвитерианского медицинского центра. Вирджиния Апгар, воспользовавшись один раз телефоном в этой будке, сразу обратила внимание на стеллаж, и поняла, что именно этого материала ей как раз и не хватает для изготовления задней стенки альта, над которым она в это время работала.
  Так как Вирджиния Апгар не смогла получить по собственным каналам и связям в клинике именно этот желанный кусок деревянного материала, обе женщины разработали грандиозный план его похищения. Они нашли другой подобный кусок дерева и принесли его в клинику для подмены части стеллажа. Но новый фрагмент был слишком длинным, и упорно не вписывался в конструкцию стеллажа. Тогда они воспользовались дамской комнатой, чтобы укоротить деревянную плиту предусмотрительно захваченной пилой. Пока уважаемый преподаватель высшей научной школы орудовала ножовкой, всемирно известная профессор медицины Апгар, «инкогнито» и специально «для маскировки» одетая в униформу клиники, стояла в холле, как она сама рассказывала, «на стреме», и охраняла вход в дамскую комнату. При этом она объясняла привлеченным шумом медсестрам, что «…только в это время приглашенный мастер-ремонтник может работать здесь».

apgar9.jpg (11178 bytes)

Вирджиния Апгар работает над своей новой скрипкой.

  При всей своей профессиональной занятости и увлеченности музыкой Вирджиния Апгар имела множество других параллельных интересов. Она коллекционировала марки, увлекалась рыбалкой и пилотированием самолетов. На рыбалку она летала в самые экзотические места - от коралловых рифов в Океании до горных речек Шотландии. Хорошую возможность для осуществления этих многочисленных хобби давали ее выдающиеся лекторские способности. Не смотря на то, что она не могла медленно говорить, и была «пулеметом по скорости речи», ее лекции всегда завораживали аудиторию. Так, например, ее учитель, доктор Л. Стенли Джеймс (L. Stanley James), профессор педиатрии, акушерства и гинекологии, в одной из приветственных речей говорил: «Одна из немногих вещей, которые Вирджиния не может делать - говорить медленно. Многие люди шутят, что Вирджиния имеет еще одно отверстие, специально для дыхания. После ее лекции для нескольких сотен врачей на международной конференции позднее выяснилось, что многие вообще не поняли ни слова из ее речи, но они восхищались и симпатизировали ей. Они восприняли смысл сообщения душой и подсознательно». Поэтому ее приглашали читать лекции во многие страны и Вирджиния Апгар, благодаря этому, очень много путешествовала.
  Со времен ее учебы в медицинском колледже и до положения, когда она стала всемирно известным профессором - друзья, студенты, коллеги всегда называли ее просто Джинни.
  Вирджиния Апгар умерла 7 августа 1974 г. в Нью-Йорке. В мемориальной речи доктор Л. Стенли Джеймс назвал доктора Апгар студенткой до последнего дня смерти: «Учеба была центральным пунктом ее жизни. Ее любознательность была чрезмерна . . . она никогда не была неподвижной. Это редкое качество дало возможность ей достичь успеха в жизни. Это сохранило ее молодой и энергичной. Она получала уроки пилотирования в течение нескольких лет и даже хотела пролететь под мостом Джорджа Вашингтона…».
  Девид Литтл, давний приятель и долгое время близкий друг Вирджинии Апгар, начал свою мемориальную речь словами: «Анестезиология потеряла одну из наиболее выдающихся леди последних лет … Она была врачом в полном смысле этого слова, настоящим ученым, другом каждого из нас - но кроме того, она была настоящей леди».