Главная страница Critical
Назад к странице авторов

Бакшеев Сергей Николаевич
Философская лирика

Сказка о Гиппократе, Галене их братьях по цеху, этических кодексах и всем том, что обсуждается и будет обсуждаться…в безумной сети инета и всем том, что имеет для нас лишь историческую ценность.

Эпиграф:

- то, что почиталось с древних веков за таинство - рождение новой жизни, продолжение рода, - для них есть зарабатыванием бабок.
- а как же клятва Гиппократа и совесть ???

Часть первая:

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения- я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Часть вторая: Разбор полетов.

Мне вспоминается как в 5-м классе мы практически все, вдруг и внезапно, загорелись игрой в «Монополию». Это сейчас даже не слишком обеспеченные родители могут купить своим чадам игру с настоящими деньгами, рифлеными компаниями, маленькой или большой кассой (называемой – БАНК) и разными прибанбасами. У нас всего этого не было просто кто- то, от куда- то привнес в класс эту игру. И все – девчонки и мальчишки начали играть, понарошку зарабатывая деньги. А деньги мы рисовали сами. Да и монополию с квадратиками расписывали сами на огромных ватмановских листах, украденных из кабинета черчения. Помню дело дошло до того, что практически каждый в портфеле имел свою игру, набор кубиков, фишек и собственных примочек для банкротов. Правда, поражало одно, играли то мы в основном однополыми компаниями. Девчонки с девчонками, а мальчишки с мальчишками, как то не было у нас совместных соревнований, может быть разве потому, что были мы еще молоды и желания, которые исполнял проигравший, были наивно однополые. Облить Наташу Попову - внучку директора школы и первую красавицу в классе водой из шприца, или крикнуть Би-Би пробегая мимо почти слепого учителя физики старших классов - Бибика, который работает в школе и до настоящего времени. Но вопрос не в том. Монополия – монополией, но скоро мы стали организовываться в особые группы. Эти группы складывались в основном из людей, увлеченных единой идеей. Одним постоянно везло в скупке фирм, другим как то фартило в разорении чужих казино и т.д. Третьи просто кидали кубики. И вот тут - то начинались клятвы. Дело в том, что особенность игры в монополию, конечно если вы играете на уровне профессионала 5-го класса, состоит в планомерном плане захвата территории. На каждом листе бумаги нарисованной монополии есть масса уловок, и только автор индивидуального проекта знает, что и как, в какой последовательности можно и нужно покупать. Именно поэтому охота за хорошими игроками продолжалась не менее двух лет, пока в 7-м классе мы не увлеклись гонками. Но до этого было еще далеко. Так вот я хочу рассказать об определенном витке монополии, когда уже сколоченные команды начинают активный выкуп других игроков. Или подкуп банкиров или еще кое -какие безобидные махинации. Конечно секрет своей игры (хотя по прошествии лет ты думаешь, боже о каких секретах идет речь?) находился в строгой тайне и вот тут у нас начались клятвы.

Затем в нашей жизни было много обещаний и клятв, скрепленных вначале простой детской идеей или той же детской кровью, а затем росписью и уже во взрослой жизни мокрыми печатями. Но те первые клятвы мне кажутся наиболее интересными.
Суть их была следующая. Вначале обязательно нужно было подчеркнуть, что наше сообщество является чем то тайным, может орденом или божественной кастой и хотя в мои далекие годы в бывшем СССР практически не существовало божественных знамений, тем не менее прабабушка моя, Таисия – дочь священника и в прошлом до 17 года ученица Санкт-Петербурзкой академии благородных девиц, очень хорошо знала молитвы и в Бога верила истинно, что и во мне, очевидно в 5-м классе отложило некоторый отпечаток.

Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

Аполлон в древней Греции считался (в послегомеровское время) вообще врачом Богов. И не зря клятва начинается с того, кто властен над здоровьем Тех, кто властен над всем. А вот Асклепий или Эскулап в римской ( другой ) транскрипции являлся сыном Аполлона или Бог врачебного искусства. Гигея была его дочкой или Богиней здоровья. Вот ее то и изображали в виде полной здоровья и красоты девушкой с чашей Martini из которой пила Змея. Ее сестра –Панакея, вторая дочь Асклепия не была столь красива как Гигея, а может быт и не была столь чистоплотна и именно поэтому в честь Гигеи родилась наука – ГИГИЕНА, но как в любой семье, где одна дочь – красавица, а вторая мягко скажем не очень, - именно эта вторая обладает удивительными качествами и способностями, зачастую более радуя родителей. Да и в жизни так. Бывало, идешь по Крещатику и видишь двух подруг. Одна – красавица, а вторая – обязательно страшненькая, да и страшненькая настолько, что бы первая выглядела красавицей. И вот начнешь знакомиться и видишь, что вторая намного умнее и человечнее первой . Вот так и в Греческой мифологии вторая и не столь привлекательная дочь Асклепия обладала удивительным даром – исцелять все недуги и вот отсюда то и пошла терминология «Панацея – или лекарство от всех болезней». Причем прошу заметить, что нигде не указывалось о том, что обладательница сего дара лечила – даром. Хотя может это и скрыто от нас за толщею веков.

Интересно другое: в разных переводах Клятвы (я вам привожу перевод проф. В.И. Руднева -1921 года, изданный в 1936) неизменным остается одно ИСПОЛНЯТЬ…СООТВЕТСВЕННО МОИМ СИЛАМ И…МОЕМУ РАЗУМЕНИЮ.

Мне кажется это странной фразой особенно в контексте следующего предложения : ПРИСЯГУ И ПИСЬМЕННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО.

считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Родственные взаимоотношение и уважение к своим родителям в древние века считалось, чуть ли не на равнее с уважением к богам. Чего только стоит полное имя известного арабского врача Авицены или Ибн Сина (Авицена – латинская транскрипция арабского). Данное имя выглядело следующим образом и состояло из 13-14 слов и 8 имен (посчитайте сами;)

Абу Али ал Хусейн ибн Абдула ал Хасан ибн Али ибн Сино ал Афшана

В этом имени отображено имя отца, деда, видимо основателя рода и поселок Афшана в котором родился Ибн Сино. Поселок этот до сих пор существует на границе Афганистана и по моему Туркестана ( бывшей республики СССР) и там похоронен этот великий врач и даже можно посмотреть на золотые инструменты для операций, бережно сохраненные потомками и дожившие до наших дней. Уважение к родителям – это святое. Вот и в Клятве Гиппократа Ученик должен почитать своего учителя, как своих родителей, а это знаете больше чем просто Клятва.

Отношение к преемственности или какой -то родовитости, или передачи знания из поколения в поколение буквально пронизывает Гиппократову школу. Начинается все с пантеона богов, которые по сути – родственники от Аполлона (дедушки) до Панакеи (внучки). Затем верность учителю и его семье. Причем во времена Гиппократа это правило было, чуть ли не основным при взятии на учебу или вступлении в школу. Дело в том, что в те времена кол-во представителей врачебных школ (об этом стоит поговорить отдельно) было небольшим. Учитель мог иметь не более нескольких учеников в течение своей жизни. По крайней мере складывалась ситуация при которой талантливый молодой человек всю жизнь искал себе учителя, проверяя всех и вся на вшивость и знания, как ровно и учитель мог всю жизнь искать для себя ученика, перелопачивая груды человеческого мяса и мороча голову сотням таких же человеческих судеб. И лишь, в какой-то момент загоралась звезда: они находили друг друга и тогда ученик превосходил своего учителя. Интересно то, что в Китайской и японской традиции, индийской духовной традиции ситуация Учитель-Ученик складывалась примерно так же. Может греки заимствовали, какие либо знания? А может просто знание Вечно и такое отношение к преемственности просто является Законом природы? Законом от которого сегодня отступили все врачи, поскольку я не знаю (к сожалению) врачей, которые материально поддерживают своего учителя и тем более семьи своих учителей. А вот примеров врачей, которые отказывают в помощи семьям своих учителей или тем, кто дал им дорогу в медицине (а особенно в медицинскую власть) я знаю немало и вот это, пожалуй, еще один пример того, что врачи всегда были тесно связанны с социумом. Именно поэтому разговоры о политической ситуации в нашей стране, которые якобы не имеют отношения к форуму, тем не менее, нужны. Ведь в акушерстве и гинекологии, как и в других областях медицины, но ,наверное нет, как нигде в других областях медицины не отображаются , не отражаются проблемы и острые грани социума. В этом отношении акушерство и гинекология является зеркалом социального устройства общества – зеркалом ,в котором видна вся социальная лестница страны.

устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

В некоторых переводах Клятвы я встречал слова учить сыновей учителя, если они захотят изучать врачебную науку. Я не знаю Греческого языка и не могу сам сделать корректный перевод клятвы. Когда то при жизни моей прабабушки я взял ее Евангелие ( старо словянский язык и очень ветхие и древние страницы книги – ГД издания книги неизвестен) и был поражен тем, что некоторые предложения и даже некоторые слова можно перевести в 2х и даже 5ти значениях, но очевидно одно- даже во время Гиппократа не все в медицинской семье избирали путь врача, но учиться медицинскому искусству имели возможность все, принадлежащие школе…

Относительно устных и других уроков идет речь о разных этапах преподавания. Наставления -наверное включали в себя теоретический курс, устные уроки включали ,наверное, отдельные области и подразделения медицины, а вот «все остальное» наверное включало практическую деятельность у постели больного, операционного стола. Возможно, во времена Гиппократа в школе имелись рукописи или учебники, которые могли читать только ученики школы, по крайней мере, во времена Аристотеля устное преподавание имело вид лекций, которые он читал слушателям и которые в обработанном виде, затем издавались (например «Физика», Аристотеля).

Преподавание и написание лекций для студентов ненаучным языком имеет место и в наше время.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В этой части клятвы мы видим общие рекомендации и как бы начало морального кодекса представителя школы Гиппократа. Все направленно на выгоду больного, но соответственно силе и разумению врача. Очевидно, в стадии накопления врачебного опыта и изменении тактики и стратегии обследования и лечения больных менялись и рекомендации (внутренние стандарты школы). Менялись они быстро, настолько, насколько нецелесообразно было расписывать их в клятве, которая оставалась неизменной. Понятие вреда и несправедливости четко соотносятся с следующими фразами клятвы а именно неприятие Эвтаназии и прерывания беременности.
Для того, что бы объяснить, почему Гиппократ в своем кодексе принимает решение отказаться от прерывания беременности и Эвтаназии нужно просмотреть еще один не менее старый, но совершенно другой источник врачебной мудрости – тибетский трактат «Джуд-ши».

Я пишу это потому, что сам очень долго перечитывал, возвращался и даже какое то время пытался выучить Клятву Гиппократа, не понимая сути сказанного и видя только словесную форму, пока не прочитал в трактате Джу-ши главу о том, каким должен быть врач, дабы поддерживать свою репутацию среди больных и репутацию своей школы. И это не вопрос обсуждения в форуме для пациентов, но некоторые постулаты древнего Тибетского трактата четко объясняют предложения клятвы. Дело в том, что в древних школах все было направленно на поддержание высокой и хорошей репутации школы и учитывая уровень медицинских технологий в то время представителям школы запрещалась деятельность, при которой они могли получить негативный результат ( в достаточно высокой степени вероятности) или негативные результаты, накопление которых портило бы репутацию врача и репутацию школы.

Вот посмотрите « Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». Ведь литотомия – это не сфера деятельности школы Гиппократа. Хотя если быть по - настоящему откровенным, то данная фраза всегда вызывала недоумение у комментаторов Клятвы. Ведь операция камнесечения( литотомия) была известна еще во времена древнего Египта. У Египтян медицина была очень четко ориентирована по узким специализациям. Отдельно были глазные врачи, отдельно врачи по голове, отдельно хирурги и т.д. Греческая медицина очень много заимствовала из Египта и поэтому во времена Гиппократа операция литотомии была, скорее всего, отработана. Может школа просто не владела методикой и не допускалась к этому отдельным цехом врачей. Тогда данное утверждение – первый раздел врачебной сферы деятельности или раздел территории. Но без материальных взаимоотношений в сфере Пациент-Врач подобный раздел сфер влияния школ вряд ли объясним. Есть еще одна интерпретация данной фразы. Ее мы находим в переводе клятвы сделанной в 17 веке Rene de Moreau. Он переводил слово Литотомия как « не буду кастрировать». Тогда клятва Гиппократа приобретала другой философский оттенок и данное предложение звучало так: « я не буду кастрировать даже тех, кто страдает каменным утолщением яичка». В 1893 году эту версию активно поддерживал Гомперц, но в 1916 году она была отвергнута Гиршбергом, затем германия начала первую мировую войну, а в России пришли к власти большевики, которым Литотомия в клятве Гиппократа была куда более приятней, чем кастрация.

Мне кажется, что сегодня об этих теориях Клятвы Гиппократа даже не вспоминают, но вот то, что это имеет отношение не к медицинской тактике, а к сохранению авторитета школы и поддержанию этого авторитета учениками – бесспорно. То же касается и Абортов. Начнем с того, что мать Гиппократа (согласна всем источникам) была акушерка. И в Гиппократовом сборнике главы( фразы) по гинекологии принадлежат именно Гиппократу. Может в свое время Гиппократ насмотрелся на последствия и саму манипуляцию проведения абортов, плодоразрушающих операций и т.д. для того, что бы понять – это не улучшит авторитет школы. А какова была ситуация с беременностью и ее прерыванием в то время?

Во-первых тогда не было УЗИ, тестов на беременность и даже гравидарный тест лягушки с мочой беременной тогда не был известен. Бимануальное исследование появилось намного позже школы Гиппократа, да и Галена. А нарушение менструального цикла видимо не всегда соотносились с беременностью, поскольку упоминаний об этом в трудах сборника по моему нет.

Что мы имеем? Диагностировалась беременность только на поздних сроках: шевеления плода (19-21 неделя), прощупывание матки через брюшную стенку (от 16-17 недель, но нужно же еще и дифференцировать с опухолями малого таза).
Во – вторых не было четкой методики и препаратов для прерывания беременности в таких сроках. Я вам должен сказать, что даже сегодня врач менее чем за 600 у.е не возьмется за прерывание беременности после 16 недель – это непомерная «головная боль», к тому же криминал, если это прерывание не осуществляется по медицинским показаниям. А что мог сделать врач в то время?

В- третьих и в Четвертых: не было качественных методов анестезии и антибактериальных препаратов, правила Асептики и Антисептики не были достаточно разработаны, а семейка Богов от дедушки до обеих внучек видимо была не сильно расположена к подобным издевательствам на женщиной (особенно против были как раз внучки).

Таким образом, прерывание беременности во время Гиппократа, в большом сроке, без наркоза, без Узи и без антибиотика могло привести к не остановленному кровотечению, однозначно к сепсису и летальному исходу. И тут уже не до шуток, поскольку репутацию подобными действиями не поднимешь. А давайте представим, что Гиппократ, в отличие от Критской медицинской школы (активно конкурирующей со школой острова Косс) мог выполнить прицельное удаление плодного яйца при 8-ми днях задержки менструального цикла, путем вакуум аспирации или более того – гистеротомии. И выполнить не просто под песни «Баю-Бай», а под Диприваном, Рекофолом или Дипрофолом (что в сущности все одно и то же - современный и дорогой наркоз!!!). Как бы тогда звучала Клятва Гиппократа??? Отношение к Эвтаназии очевидно является так же ограничением деятельности школы, поскольку умышленная смерть человека – дело серьезное. И если это не завязано с криминалитетом – дело ответственное. Тут душа предстает перед Богами и простому лекарю сие не ведомо. Эвтаназией занимались всегда – жрецы, храмовая медицина, знахари и алхимики. Жертвенные приношения по сути умышленная и осознанная Эвтаназия. Но только развивающейся медицинской школе подобная деятельность может создать больше проблем, чем репутации. И мне кажется это очевидным.
Так чем же мы можем закончить данный абзац. Очевидно тем, что в современной гинекологии мало место Клятве (особенно в абортарии, кабинете планирования семьи – ведь контрацептивы – это и есть абортивный пессарий). ;)

В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

А вот тут я просто в шоке. И самое интересное – перевод корректный. Данная фраза просто сквозит во всех переводах клятвы. У всех переводчиков просто звездой вытатуировано «НЕ трахать своих пациентов. Ни мужчин, ни женщин, ни их рабов». Относительно гомосексуальных контактов и анального секса – в Греции это традиция, дань уважения которой жива до сих пор, но вот то, что во время Гиппократа половые отношения с пациентами и их рабами имели широкое распространение среди людей, занимающихся врачебным искусством – для меня это было открытием. А ведь имело – раз данное утверждение было занесено в клятву, да еще и в какой форме. Кстати не только в клятве Гиппократа, но и в других, самых разных этических кодексах устанавливается запрет на половые сношения между Врачом и Пациентом. Только в «Этическом Кодексе Украинского врача» об этом не сказано ни слова. То ли мы стали фригидны, то ли Высоко моральны – трудно сказать, судить Вам;

А вот запрещение врачу, давшему клятву разглашать чужие тайны, пройдя через века, имея отображение в законах Египетской и Тибетской медицины, отобразилось вначале в Германской, а затем и в русской медицине в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной деятельности. Но если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что в Клятве вопрос ставиться шире:

Что бы при лечении – а также и без лечения- я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Нельзя вообще разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. А ведь и вправду цеховой, организованный врач не должен быть сплетником – это подрывает авторитет не только к нему, но и к целой Корпорации.

И последнее: Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Вот и вся клятва. Вот и все, что написано в Клятве Гиппократа, документе, который по сути является обязательством вступающего в школу перед своими учителями. Клятве, которая имеет слишком много переводов (иногда совершенно разных и нелепых), несколько белых пятен (А что еще и за письменное соглашение при вступлении в школу), четкие черты поведения для сохранения престижа школы и ограничения распутства среди врачей.

Разве здесь сказано, что - то о бесплатном лечении, врачебном бескорыстном долге и обязательной помощи всем страждущим? Кто и когда интерпретировал данную Клятву в то, чем постоянно попрекают меня как врача. Вернее не меня, моих коллег. Где обвинения, которые мне постоянно приходится читать от назойливых пациентов в форумах, людей голословно обвиняющих нас в нарушении Клятвы о которой они не только не имеют никакого представления, которую они даже не читали? Откуда такая агрессия пациентов по отношению к врачам из-за Клятвы Гиппократа? И почему люди, не знающие историю медицины и даже не интересующиеся ей, могут утверждать, что мы не выполняем свой долг, прописанный в клятве, которую дали?

ЭПИЛОГ:

В 7-мом классе увлечение Монополией стало уменьшаться. Мы настолько наигрались в эту игру, что нам стало не интересно. Появились «ГОНКИ». В тетрадях в клетку рисовались трассы, плавные изгибы и ровные участки чередовались с безумными поворотами. Клетки пересекались, и ты мог за счет изменения трассы на двух обгонах уйти вперед от своего соперника. Новая стратегия мысли заполонила наши молодые головы. И клятвы, которые давались в корпорациях забылись. Письменные свидетельства или были сожжены или выброшены или превратились в самолетики на уроках биологии или литературы (правда уроки Русской литературы у нас вела жена Щербицкого, но после некоторых высказываний по русской классике нас отдали Евгении Михайловне Роик – ее дочь вела математику и жили они возле Бессарабского рынка). Е.М. научила читать нас между строк и в русской поэзии и в русской литературе и за это Глубокое Ей Уважение ( хотя я и получал от нее только «2» по русскому языку), но вот Клятвы , написанные нами исчезли. Сегодня я знаю, что у меня осталось одно – Клятва, которую я написал своей матери, а вместе с ней - уважение к своей семье, дань традициям своей семьи и желание разобраться в написанном, как бы оно не интерпретировалось другими. А вот какое это имеет отношение к Клятве Гиппократа – решать Вам.

Пы Сы: В медицинских школах существовало, существует и будет существовать много «Этических кодексов», стилей поведения и законов коллегиальности между врачами одной, нескольких специальностей и лечебных учреждений, школ и направлений. Это тема отдельного и очень большого (длительного) разговора. Но во взаимоотношениях Пациент- Врач нужно согласованное понимание отдельных и принципиальных вещей. Мы должны разговаривать на одном языке, трактовать единые термины и знать историю тех или других позиций в отношении друг друга. Я очень надеюсь, что мое описание и подробные комментарии к «клятве Гиппократа» смогут объяснить некоторые нелепости по отношению к «Кодексу Врача». И если Пациенты прочтут это и поймут то, что написано в Клятве и после этого будут продолжать упреки врачам в нарушении «Клятвы Гиппократа», это уже будет на их совести, потому что говорить, не зная и упрекать, находясь в неведении - это совершенно другое состояние, состояние не знания вопроса. А вот использовать информацию недостоверно или знать, но интерпретировать по своему, согласно своей выгоды – совершенно другое дело. Удачного Вам путешествия по сети.

С уважением, Бакшеев и спасибо KARL и всем, кто заставил написать данный обзор.:))

 
Назад к странице авторов